Авиация

Авиация

138/ 164

Экспериментальные истребители с ПВРД-430 (1946-1947 г. г.)

В развитие работ по самолету «126» на базе Ла-9 были созданы экспериментальные истребители с прямоточными воздушно- реактивными ускорителями ПВРД-430 конструкции М.М. Бондарюка.

В 1946г. опытный самолет «126» был оснащен двумя ПВРД-430, расположенными под крыльями. ПВРД работал на том же горючем, что и основной мотор. Самолет получил заводской индекс «164» и прошел заводские испытания в июне-сентябре 1946г. (испытатели А.В.Давыдов и А.А.Попов). Был получен прирост скорости при работающих ПВРД - 109 км/ч. (по отношению к исходному самолету без ПВРД - 64 км/ч). По результатам испытаний было признано, что установка ПВРД более надежна и менее сложна в эксплуатации, чем установка ЖРД.

В конце 1946 г. работы по установке ПВРД-430 были продолжены на модификации серийного Ла-9. Экспериментальный самолет с двумя ускорителями под крыльями получил заводской индекс «138». Самолет представлял собой попытку объединить дальности полета поршневого самолета и скорость реактивного. Желаемого результата достичь не удалось. Дальность была неплохой, а скорость оставляла желать лучшего. Две машины прошли заводские испытания с февраля по сентябрь 1947г. По сравнению с Ла-9 прирост скорости с включенным ПВРД составлял всего 45 км/ч (на высоте 3000 м), хотя ожидалось увеличение 70 -100 км/ч .

Истребитель «138» мог бороться с бомбардировщиками В-29 и В-50, но в схватке с истребителями противника (и поршневыми, и реактивными) шансы его были невелики. Ввиду быстрого прогресса реактивной авиации дальнейшие работы по оснащению поршневых истребителей реактивными ускорителями были прекращены.

Опыт, накопленный при проектировании и доводке ПВРД, впоследствии был использован для создания более мощных двигателей. В частности для двигателей, использовавшихся в самолете-мишени Ла-17.