Чье имя мы с гордостью носим

Чье имя мы с гордостью носим

Семён Алексеевич Лавочкин

Cемён Алексеевич Лавочкин

Семён Алексеевич Лавочкин родился 11 сентября 1900 г. в Смоленске в семье простого учителя.

В 1917 г. окончил гимназию с золотой медалью и ушел добровольцем в Красную гвардию. До 1920 г. служил в пограничной дивизии рядовым. В 1920 г. был командирован для обучения в МВТУ имени Баумана. В 1929 г. окончил аэромеханический факультет, получил квалификацию инженера-аэромеханика.

С 1930 г. работал в различных конструкторских бюро в Москве.


Юбилей

С юбилеем, предприятие!

АО «НПО Лавочкина». Прошлое. Настоящее. Будущее.

Подробнее

В начале 1939 года правительство объявило конкурс по созданию новых боевых самолетов, участие в котором приняли работавшие в Первом главном управлении Наркомата авиационной промышленности Владимир Петрович Горбунов (начальник 4-го отдела ПГУ НКАП), Семен Алексеевич Лавочкин и Михаил Иванович Гудков (инженеры этого отдела).

Выдвинутый ими проект скоростного истребителя "К" получил поддержку наркома авиапромышленности М.М. Кагановича. Самолет "К" имел цельнодеревянную конструкцию, и завод в подмосковных Химках №301 с хорошим деревянным производством как нельзя лучше подходил для постройки опытного экземпляра. Так в сентябре 1939 года на заводе организуется новое опытно-конструкторского бюро (ОКБ), возглавляемое тремя главными конструкторами - В.П.Горбуновым, С.А.Лавочкиным и М.И.Гудковым.

В начале 1940 года постройка опытного экземпляра, получившего по номеру завода индекс И-301, была закончена и 30 марта 1940 года самолет совершил первый вылет. Прошедшие в 1940 году государственные испытания подтвердили перспективность самолета. Однако правительством была поставлена задача увеличить дальность полета с 600 до 1000 км, что было выполнено на втором опытном экземпляре и подтверждено контрольными испытаниями в конце 1940 года. Приказом НКАП от 9 декабря 1940 года первый опытный экземпляр И-301 стал именоваться ЛаГГ-1, а второй экземпляр с увеличенной дальностью - ЛаГГ-3, который был принят к серийному производству. За создание ЛаГГ-3 главные конструкторы В.П.Горбунов, С.А.Лавочкин и М.И.Гудков весной 1941 года стали лауреатами Сталинской премии.

Правительство приняло решение поставить самолет в серию сразу на шести заводах: №21 в Горьком, №23 в Ленинграде, №31 в Таганроге, №153 в Новосибирске, №165 в Днепропетровске и №463 в Таллине. Правда два из них - Днепропетровский и Таллинский - так и не приступили к работе.

К этому времени вся работа по доводке самолета сосредоточилась в руках С.А. Лавочкина. В.П. Горбунов указанием наркомата был освобожден от руководства. М.И. Гудков занялся самостоятельной конструкторской деятельностью.

16 ноября 1940 года приказом НКАП С.А. Лавочкин был назначен главным конструктором завода №21 с обязательством полностью сосредоточиться на внедрении в серию И-301. Ему передавались все конструкторские отделы с опытным производством. Директор завода №301 Ю.Б.Эскин обязывался выделить в распоряжение Лавочкина группу инженеров, работавших с ним, и откомандировать их в Горький.

За годы Великой Отечественной войны в ОКБ С.А.Лавочкина были разработаны несколько серийных истребителей - Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. Также построены опытные высотные истребители Ла-5 с ТК-3, Ла-5 ФТК, Ла-5 "А" с крылом увеличенной площади, опытный истребитель Ла-5 с мотором М-71 и двухместный учебно-тренировочный самолет УТИ Ла-5, а также проведены многие работы по улучшению серийной конструкции. С 1941 по 1945 г.г. в СССР с конвейеров сошли 22,5 тыс. истребителей конструкции Лавочкина. По сути, каждый третий советский самолет-истребитель того времени был "лавочкинский". На них воевали и асы, и недавние выпускники летных училищ. В историю вошли многократные примеры выдающегося мастерства и отваги в бою летчиков-асов - Героев Советского Союза И.Н.Кожедуба, А.И.Покрышкина, А.П.Маресьева. Они громили врага на самолетах конструкции Лавочкина.

За создание самолета Ла-5 в июне 1943 года главный конструктор С.А.Лавочкин удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал лауреатом Сталинской премии, орденами и медалями награждены многие работники ОКБ и серийного завода.

Ла-7 стал одним из лучших самолетов-истребителей II мировой войны. И.Н.Кожедуб за время своей боевой работы на самолетах Ла-5 и Ла-7 сбил 62 самолета противника. За создание истребителя Ла-7 в январе 1946 года С.А.Лавочкин в третий раз стал лауреатом Сталинской премии. В целом, истребители С.А.Лавочкина, наряду с истребителями ОКБ А.С.Яковлева, в течение всей Великой Отечественной войны составляли костяк советских ВВС.

Развитием винтомоторного Ла-7 (1944 г.) стали в послевоенные годы последние поршневые цельнометаллические истребители Ла-9 и Ла-11.

После войны С.А.Лавочкин активно работал над созданием реактивных самолетов. В его ОКБ, вернувшемся из г. Горького в подмосковные Химки еще в 1945 г., были разработаны экспериментальные и серийные реактивные истребители.

Рисунок 1

Ла-160 (1947 г.) стал первым в нашей стране самолетом со стреловидным крылом. Благодаря новому конструкторскому решению 26 декабря 1948 г. впервые в СССР на истребителе Ла-176 летчик О.В.Соколовский достиг скорости звука в полете со снижением.

За комплекс работ по созданию скоростных реактивных истребителей со стреловидными крыльями в 1948 г. С.А. Лавочкину в четвертый раз было присуждено звание лауреата Сталинской премии.

В конце 40-х - начале 50-х годов в ОКБ создан всепогодные истребитель перехватчик Ла-200 с радиолокационной станцией (РЛС), предназначенный для уничтожения самолетов противника в любых метеоусловиях и в любое время суток.

1950 год стал переломным годом в работе ОКБ С.А. Лавочкина. Решением правительства именно его коллективу было поручено ответственное задание: спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет, обладающих высокими, до тех пор невиданными тактико-техническими данными. Речь шла о создании зенитных управляемых ракет (ЗУР) для первой отечественной системы противовоздушной обороны (ПВО С-25).

Предстояло начинать фактически с нуля и пройти весь путь от идеи до создания системы. В период 1951 - 1955 г.г. под руководством С.А.Лавочкина были разработаны и испытаны наземные ЗУР "205" - "215" и ракеты класса "воздух - воздух". В 1955 г. вокруг Москвы появились знаменитые защитные "кольца" - система ПВО "Беркут" - с лавочкинскими ракетами, которые несли боевое дежурство вплоть до начала 80-х годов (ЗУР "217М" "218").

Рисунок 1

За создание первых отечественных ЗУР в 1956 г. ОКБ было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а С.А.Лавочкин получил вторую Золотую Звезду Героя Социалистического Труда.

С 1950 г. параллельно с ракетной тематикой С.А.Лавочкин приступил к созданию беспилотного самолета-мишени Ла-17, который мог использоваться также как фронтовой фоторазведчик (с соответствующей фотоаппаратурой).Судьба этой работы Лавочкина - пример необычайного "долголетия": с 1954 г. по 1993 г. самолеты-мишени Ла-17 находились в серийном производстве (ежегодно выпускалось 500-600 штук) и применялись в войсках ПВО.

Рисунок 1

Рисунок 1

В 1954 г. С.А. Лавочкин начинает две крупнейшие работы: по созданию межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты "Буря" и, практически в то же время (1955 г.), проектирует новый зенитный комплекс ПВО "Даль", основу которого составляли ракеты класса "земля-воздух" большой дальности ( до 500 км) для поражения высокоскоростных воздушных целей.

Работы по "Буре" продолжались до 1960 г. и завершились успешными испытаниями. При ее разработке Генеральному конструктору пришлось решать множество труднейших технических и конструкторских задач: преодоление звукового барьера, обеспечение устойчивого полета при скорости свыше 3500 км/ч, создание конструкции, способной работать в условиях сверхвысоких температур. И все это в неимоверно сжатые сроки - подгоняла "холодная война". Несмотря на все трудности "Буря" прошла 18 испытательных пусков! Аналогичная крылатая ракета "Навахо", создаваемая в США в 1961-63 г.г., не дошла даже до стадии летных испытаний - настолько велики были встретившиеся при этом технические трудности.

В июне 1960 г. Семен Алексеевич Лавочкин скоропостижно скончался на одном из южных полигонов от сердечного приступа. Последние пуски ракеты "Буря" проводились уже без Генерального конструктора.

Рисунок 1

Созданная С.А. Лавочкиным конструкторская школа продолжает существовать и сегодня. Память о выдающемся конструкторе и незаурядном человеке живет не только в названии предприятия, им основанного, - Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина - но и в памяти людей, которым посчастливилось работать с Семёном Алексеевичем, и которые передают опыт новым поколениям лавочкинцев.