Авиация

Авиация

ЛаГГ-3

Серийный фронтовой истребитель (1941 - 1944 гг).

Самолет представлял собой модификацию истребителя "ЛаГГ-1" с большей дальностью полета. Выпуск ЛаГГ-3 начался в январе 1941 г. Головным по серийному производству был определен завод №21 в Горьком, а ответственным за внедрение в серию назначен Главный конструктор С. А. Лавочкин.

Планом на 1941 г. предписывалось изготовить 2960 истребителей ЛаГГ-3. До 22 июня удалось выпустить 322 самолета. Сказалась недоведенность конструкции из-за крайней спешки с запуском самолета в серию. Первый ЛаГГ, изготовленный в Горьком, поднялся в воздух с заводского аэродрома 23 января 1941 г. 

Планер ЛаГГ-3 отличался стойкостью к загоранию, но его живучесть снижалась из-за наличия водяной системы охлаждения. В серии за счет ухудшения внешней отделки, увеличения веса летные качества самолета заметно снизились, поэтому по боевым качествам ЛаГГ-3 уступал как основному истребителю Люфтваффе Мессершмитту ME-109F, так и отечественному Як-1. Положительными качествами ЛаГГ-3 назывались его более мощное чем у других советских истребителей вооружение и меньшая горючесть при поражении огнем противника, однако, это не могло компенсировать его недостаточных летных данных. В 1941-1944 гг. С. А. Лавочкиным (на заводе № 21) и В.П. Горбуновым (на заводе № 31) были проведены работы по облегчению машины, улучшению ее аэродинамики, установке более мощного мотора М-105ПФ. Наряду с работами по улучшению летных качеств самолета Лавочкиным, Горбуновым и Гудковым (каждым на своем предприятии) было создано большое число модификаций с различным вооружением (37 -, 23 - и 20- миллиметровыми пушками, различным количеством пулеметов, с установкой реактивных снарядов). 

В наиболее типичном для 1941 г. варианте вооружение ЛаГГ-3 состояло из пушки ШВАК калибра 20 мм и синхронных пулеметов — одного БС и двух ШКАС. Кроме того, под крыльями можно было разместить 6 — 8 реактивных снарядов. 

В 1943 г. на серийные ЛаГГ-3 стали устанавливать новую, еще не до конца испытанную пушку НС-37. После успешных войсковых испытаний НС-37 начали устанавливать на ЯК-9Т и штурмовики Ил-2. Так ЛаГГ-3 проложил дорогу пушке НС-37, уничтожившей много немецкой бронетехники. 

Можно выделить три пути совершенствования ЛаГГ-3: облегчение за счет снятия части оборудования и вооружения; увеличение мощности силовой установки (в итоге этот путь оказался наиболее эффективным и привел к созданию Ла-5); увеличение огневой мощи за счет установки 37-мм пушки. 

В 1943г. за счет усовершенствований летные данные ЛаГГ-3 приблизились к параметрам данных самолетов Як-1 и Як-7. 

ЛаГГ получил во многих публикациях нелестную характеристику. Он, конечно, был тяжел, вял в маневре. Нарекания на самолет были вызваны не только его далеко не блестящими летными данными, но и слабой подготовкой летчиков в начале войны. Налет молодых «сталинских соколов» редко превышал 30 ч, в то время как летчики противника имели налеты порядка 450 ч. Справедливы слова: «Лучшим является истребитель, который пилотирует лучший летчик». Но в руках опытных летчиков ЛаГГ-3 становился грозным оружием. 17 побед в воздушных боях на этом самолете одержал Герой Советского Союза Г. Григорьев — летчик 178-го истребительного авиаполка, защищая в 1941 г. небо над Москвой. 3 февраля 1942 г. А. А. Губанов на ЛаГГ-3 в бою сбил три Bf 109. Нашими летчиками на ЛаГГах были сбиты несколько немецких асов из знаменитой эскадры «Зеленое сердце». 

Именно на ЛаГГ-3 открыли свой боевой счет прославленные асы В.А. Зайцев, Н.М. Скоморохов, В.И. Попков, С.Д. Луганский, П.Я. Головачев, П.М. Камозин, ставшие впоследствии дважды Героями Советского Союза. 

Осенью 1941 г. ЛаГГи вступили в бой под Москвой. На московском направлении действовали 5 истребительных и один разведывательный авиаполк, вооруженные ЛаГГами. ЛаГГ-3 не стал символом битвы за московское небо, но вклад в общее дело внес значительный. Полки, вооруженные ЛаГГами, действовали в составе Западного, Брянского и Калининского фронтов. На Калининском фронте истребители этого типа занимали даже доминирующее положение, другое дело, что их было мало. Отличились ЛаГГи в боях за Крым и Кавказ. В боях за Крым участвовали 3 истребительных авиаполка на самолетах ЛаГГ-3. Довелось ЛаГГ-3 участвовать и в войне против Японии. В основном они прикрывали штурмовиков. 

Наиболее успешно ЛаГГ-3 действовал против бомбардировщиков противника, где его превосходство в летных данных и мощь вооружения имели решающее значение. Хорош был этот самолет и для выполнения штурмовых задач. На Западном фронте ЛаГГи широко применялись как разведчики. 

Но в воздушных боях с истребителями противника со всей очевидностью проявлялись недостатки ЛаГГ-3, обусловленные его неважными пилотажными качествами и слишком большой массой. По летным характеристикам ЛаГГ-3 уступал Мессершмитт-109 модификаций F и G. Потому в 1942 г. производство ЛаГГ-3 было прекращено на всех заводах, кроме завода в Тбилиси, куда эвакуировался Таганрогский авиазавод № 31. На Горьковском заводе № 21, ЛаГГ-3 сменил новый самолет Ла-5, а в Новосибирске наладили выпуск истребителей Як-7. В 1941 — 1944 гг. заводы № 21 (г. Горький), № 23 (г. Ленинград), № 31 (г. Таганрог — г. Тбилиси), № 153 (г. Новосибирск) выпустили 6528 самолетов ЛаГГ-3 всех модификаций. 

В 1941 и 1942 гг. ЛаГГ-3 был одним из самых массовых советских истребителей. В тот период войны при больших трудностях в снабжении легкими металлами, применение древесины дало возможность значительно развернуть производство самолетов. 

За создание самолета ЛаГГ-3 главные конструкторы В.П. Горбунов, С.А. Лавочкин, М.И. Гудков весной 1941 г. были удостоены Сталинской премии I степени.